Президент США, как казалось, был невосприимчив к другим скандалам. Обвинения в сексуальных домогательствах, супружеской измене, сексизме не разрушили его политическую карьеру. Он сталкивался с множеством обвинений в экономических правонарушениях, от отмывания денег до неуплаты налогов, но, по крайней мере, на данный момент, они не стали гвоздем в крышке гроба его будущего на высшем государственном посту.
Сговор с иностранным правительством для подрыва американской демократии: разве можно было найти более подходящий повод для того, чтобы раз и навсегда покончить с президентом-миллиардером? Никто не смог бы пережить такой удар. Импичмент был бы в данном случае наименьшей из возможных проблем.
Однако спецпрокурор Мюллер не оправдал возложенных на него ожиданий. В представленном им отчете содержится вывод, что не существует никаких доказательств сговора команды Трампа с русскими, чтобы одержать победу на выборах 2016 года. Неудивительно, что президент заявил, что с него сняты все обвинения. Даже демократы перестали говорить об импичменте.
Краткое содержание отчета также указывает на то, что Мюллер больше не будет выдвигать обвинительные заключения. Полный отчет, если он когда-либо будет обнародован, может содержать некоторые интересные детали. Но, похоже, Мюллер не будет пытаться отправить в тюрьму кого-либо еще.
Эта новость совпала с довольно отрезвляющим политическим прогнозом, озвученным экономистом Йельского университета Рэйем Фэйром. Согласно его точке зрения, для того чтобы быть переизбранным, действующий президент должен обеспечить кредитование национальной экономики, удерживать на низком уровне безработицу и цены на углеводороды. Все остальное волнует среднестатистического американца гораздо меньше, не говоря уже о мифической «российской угрозе».
При желании противники Трампа попытаются и при отсутствии спада в экономике ограничить шансы на его переизбрание, используя ту же «российскую карту».
Дальнейшие расследования корыстных действий президента вероятны, но они, возможно, растянутся на многие месяцы и не окажут какого-либо воздействия на мнение избирателей.
Другое дело, если президенту выдвинут обвинение в измене. Если можно доказать, что Трамп работал в сотрудничестве с другими странами, чтобы подорвать фундаментальные американские институты, это клеймо, которое ему вряд ли удастся смыть.
Чтобы быть точным, измена, как определено в Конституции США, имеет место только в военное время и состоит в предоставлении «помощи и утешения» врагу. Таким образом, если не будет обнаружено, что у Трампа есть секреты, переданные, например, исламским боевикам, технически нет обоснований для обвинения в измене.
Но если можно доказать, что Трамп действовал «предательски» (более низкая планка в шкале преступлений, чем «измена»), это может серьезно поставить под угрозу его политическую карьеру. При желании в эту категорию можно включить контакты с российскими официальными лицами (например, встречу с президентом России Владимиром Путиным в Хельсинки). Поэтому для «трампоненавистников» возможность добиться непоправимого падения рейтинга Трампа сохраняется. Видимо, постоянное продление и расширение администрацией Трампа антироссийских санкций является отчаянной попыткой не допустить данного сценария.
Доклад Мюллера стал доминирующим скандалом для действующей администрации. Спецпрокурору удалось отправить в политическое небытие таких персонажей, как Пол Манафорт и Майкл Флинн. Но расследование не позволило добиться «чуда» (в понимании демократов) – выдвижения импичмента действующему президенту. В очередной раз доказан факт, что страшилка о России, тщательно подогреваемая в американских СМИ, не является универсальной и не гарантирует стопроцентного результата. В предвыборной гонке 2020 года придется придумывать новые трюки.