Ритм в фотографии

В этой статье мы поговорим о ритме. Здесь будет дано понятие  ритма и рассказано о его роли при формировании композиции и художественного смысла фотографии. Описан главный способ получения ритма и основные ошибки при использовании ритма. Так же мы затронем роль ритма в передаче динамики кадра. 

Понятие ритма

Если фотограф ставит перед собой задачу организовать в кадре тона и линии, то особое внимание следует уделить их ритмическому распределению.

Ритм и правило диагоналей в фотографии

Нужно уточнить, что в произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких-либо композиционных элементов. То есть, для ритма важно, как эти элементы повторяются, а также их порядок и сочетание. Чтобы подчеркнуть важность ритма, можно отметить, что у всех снимков с неудачной композицией ритмическое начало отсутствует полностью. А для выразительных снимков, наоборот, характерно наличие ритмических повторов композиционных элементов. Ритм одновременно является и элементом общей композиции снимка, и одним из средств, помогающих достичь ясности формы и оригинальность воплощения темы.
Чтобы в кадре присутствовала ритмичность, необязательно применять сложные приёмы. Ведь ритм имеется непосредственно в жизни. Так в природе всегда можно встретить ритмические повороты: рисунок лепестков цветка, линейные повторы волн, складки песков в пустыне… Таким образом, отыскав подобные рисунки в жизни, можно взять их за основу ритмического композиционного построения снимка. Более того, если ритмы были взяты из жизни, то фотографии получатся не только нарядными, благодаря их линейному рисунку, но и жизненно правдивыми, что даст зрителю возможность получить точные ассоциации. При этом необязательно, чтобы ритм присутствовал на всей плоскости фотографического изображения. Многие фотографы прибегают к сопоставлению изобразительных начал, грамотно сочетая в одном кадре как статичность, так и динамику.
Тем не менее, неумелое использование такого инструмента как ритм может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Может случиться так, что картинная плоскость с геометрической точностью делится каким-нибудь красивым орнаментом, а сам снимок глубокого впечатления не оставляет. Сухая схема не должна подменять достоверный рассказ о жизни. Следовательно, во избежание подобных ошибок, нужно не допускать, чтобы подчёркнутый узор и внешний рисунок становились некой самоцелью, оттесняя на дальний план картину действительности.
В заключение можно сказать, с помощью ритмичного рисунка у фотографа есть хорошая возможность чётко выделить мысль, а зритель, в свою очередь, может с лёгкостью читать изображение, понимая творческий смысл, который был заложен автором.

Роль ритма в передаче динамики кадра

Хотя в большинстве случаев применение ритмичности в изображении приводит к тому, что рисунок кадра становится особо устойчивым и статичным, возможно передавать и движение, используя при этом специальный приём.
Этот приём заключается в преднамеренном нарушении ритма, которое указывает на то, что в кадре имело место какое-то особое смещение (например, один из объектов съёмки переместился в пространстве кадра). Подобный приём имеет тот же принцип, что и нарушение равновесия, которое придаёт изображению особую динамичность.
Стоит отметить, что применение ритма не единственный метод, существующий для передачи движения. Так, например, часто главным и единственным элементом композиции является быстро меняющий своё положение объект, а детали фона умышленно делают не резкими и смазанными, тем самым уводя внимание зрителя. Воспроизведённая характерная фаза движения поможет сохранить для зрителя естественную ритмичность движения объекта. При этом сопоставление и чередование элементов (ритм линий и тонов) полностью отсутствуют.

Вы никогда не задумывались, почему поэзия так привлекательна для графоманов?
Уверен, что дело здесь в ритме. Чередование ударных и безударных слогов, созвучных окончаний строк создает особую магию звучания, которая запросто может вытеснить на второй план и корявость мысли, и банальность содержания. Возникает иллюзия гармонии, даже тогда, когда этой гармонии нет и в помине.
Ритм на фотоснимках обладает такой же магической силой.

Ритмическое чередование линий в кадре всегда притягивает внимание зрителей. Ритм – одно из самых простых и, в то же время, самых сильных выразительных средств фотографии. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. Выражает идею непрерывности, периодичности, протяженности снимаемого объекта в пространстве и во времени. Причины его гипнотического воздействия на человека не совсем понятны.
Но большой беды в этом нет.

Мастеру светописи достаточно знать, что ритм – это всегда хорошо. По крайней мере, я не могу вспомнить ни одного примера, где бы этот прием испортил снимок.
Поэтому, если у вас есть хотя бы малейшая возможность создать в кадре ритмическую композицию, то ей нужно пользоваться, не задумываясь.

Прежде всего, следует определиться, из чего собирается ритмическая композиция? Условно, исходный материал для ее создания можно разбить на три основные группы.

— ЛИНИИ

— ПЯТНА

— ОБЪЕКТЫ

А вот с точки зрения функции, которую выполняет ритм в композиции снимка, я бы разбил все возможные варианты его использования на следующие три большие группы:

1. Ритм, как основа композиции

Фотоагентство "Рейтер" Jonas Bendiksen

В этом случае ритм является основным выразительным средством и держит на себе всю композицию снимка. Уберите ритм с такой фотографии, и на ней не останется ничего заслуживающего внимания.
Обычно такие композиции лаконичны и по плакатному броски. Часто содержат в себе не одно, а несколько ритмических построений.

Чередование желтых пятен подсолнухов причудливым образом сочетается с ритмом вереницы велосипедистов. А горизонтальные и вертикальные последовательности элементов гимнастической стенки – с упорядоченным положением повисших на ней детей.

2. Ритм, как вспомогательный прием

Но даже тогда, когда ритм выполняет в композиции вспомогательную роль, его благотворное влияние на восприятие фотографии очевидно. Более того, тенденции в современном фотоискусстве таковы, что от создания явных ритмических построений авторы переходят к использованию едва читаемых, скрытых ритмов. Что позволяет избежать чересчур прямолинейных художественных решений.

2.1 Ритм, как одно из нескольких выразительных средств, примененных для создания композиции.

Дмитрий Зверев Георгий Розов

Александр Родченко Виталий Бутырин

На всех приведенных выше фотографиях ритм не является единственным выразительным средством, использованным автором.
Например, на снимке Дмитрия Зверева, взятого из его парижских зарисовок, кроме ритмического чередования ступеней лестницы присутствует еще линейная перспектива и диагональная композиция кадра. Плюс к этому, мы видим жанровую картинку – велосипедист на фоне Эйфелевой башни, — которая может существовать и сама по себе без дополнительных украшательств.
На снимке Александра Родченко ритмическая тень решетки «усилена» диагональным построением картинки.

2.2 Ритм, как эффектный фон для основной композиции.

Richard Drew Виестурс Линкс Сергей Максимишин

Erich Hartmann

Фон снимка является полноценным элементом композиции. Поэтому, возможно, не имело смысла выделять манипуляции с ним в отдельный прием. Но, с точки зрения технологии съемки, бывают ситуации, когда фотографа интересует в основном только главный объект.

Например, если вы снимаете то, как в засос целуется Пугачева с Галкиным, то вопрос о фоне, на который они будут проецироваться, носит уже второстепенный характер. Лишь бы он не мешал разглядеть зрителю подробности любовной сцены.

В этом случае, создание ритмического фона – будет хорошим решением. Ритм, организованный на фоне главного объекта съемки, не отвлекает внимание и, одновременно, придает композиции краткость, отточенность и поэтичность.

2.3 Ритм, как «сопутствующий» элемент композиции.

Анри Картье-Брессон Анри Картье-Брессон

Eli Reed Сергей Максимишин

Во многих случаях ритмический рисунок кадра почти не обращает на себя внимания. Он превращается, как бы, в «сопутствующий» элемент композиции. Например, на фотографии Сергея Максимишина, сделанной им в скандально известном питерском ночном клубе «Хали – Гали», первым делом в глаза бросается пьяная вакханалия застолья и сходство танцующей на столе пары с изображением, висящим на стене. Лишь при более глубоком рассмотрении мы начинаем замечать упорядоченные пятна человеческих лиц, ритмический ряд картин, находящихся на заднем плане, что придает снимку еще более высокое звучание.

Столь же деликатен ритм и на снимках мэтра мировой фотографии Анри Картье-Брессона. Чередование каменных плит стены Петропавловской крепости вносит в композицию дополнительную организованность и лаконичность.

3. Ритм, как способ выделения главного объекта

Александр Родченко Анатолий Мальцев В. Бутырин

Ferdinando Scianna

При помощи ритма можно очень эффектно акцентировать внимание зрителя на сюжетно важном объекте. Для этого главный объект в кадре должен выпадать из ритмического построения, диссонировать ему. Быть лишним в череде линий и пятен.

Именно так сделан снимок известного советского фотоноватора Александра Родченко.
Темная клякса женской фигуры, как магнит, притягивает к себе наш глаз. Взгляду просто не за что зацепиться в монотонном ритме лестничных ступеней, и он неминуемо возвращается в ту точку, где находится главный объект композиции.
Точно по такому же принципу построены снимки и других, упомянутых здесь авторов.

Поэтому, если вы хотите привлечь внимание зрителя к объекту, нужно сделать так, чтобы этот объект нарушал ритм снимка.

Для того, чтобы научится использовать ритм в композиции своих снимков, в первую очередь, необходимо выработать привычку обращать внимание на естественные ритмические построения, которые встречаются на каждом шагу. Посмотрите внимательно вокруг себя. Книги на полке, доски паркета, окна домов напротив, фонарные столбы, аллеи деревьев, паутины проводов, шпалы трамвайных путей – все это ритмы, которые нужно уметь замечать. Помните, правильно обыгранный ритм – это почти гарантия хорошей фотографии.

Ну а если ничего подходящего для создания ритмической композиции вблизи вас не наблюдается, берите дело в свои руки. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача» (И.В.

Ритм в фотографии

Мичурин). А искусственный, созданный волей фотографа ритм ничем не хуже природного.

В заключение нашего краткого экскурса в мир фотографических ритмов привожу еще несколько примеров, эффектно иллюстрирующих тему нашего разговора.

Валерий МИШАКОВ

Концлагерь "Освенцим" Erich Hartmann Дмитрий Зверев Thomas Hoepker

Jean Gaumy David Hurn Анри Картье-Брессон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

29 з, 0,219 с. 27.81 м