Карточки с нотами

  • Преподавание сольфеджио

    Уважаемые коллеги!!! Волею судьбы начинаю преподавать такой сложный предмет, как сольфеджио. Работаю в школе с общеэстетическим направлением, учитель музыки и вокально-хоровых дисциплин. Дают 1, 4 и 5 классы, как подступиться к ним — понятия не имею, а хочется, чтобы было эффективно, просто и интересно для учеников. Очень надеюсь на помощь более опытных коллег. Заранее благодарю всех, кто не останется равнодушным к этой теме.

  • Вы правы.Сольфеджио-сложный предмет.К каждому уроку нужно готовиться.В поурочных планах отмечайте основные формы работы.1-ладо-интон. 2-метро-ритм.3-чтение с листа.4-диктант.5творческие задания. в 1классе урок начинаем с двух контрасных песен.колыбельная и игровая.желательно.20 минут-ритмика.и,обязательно,слушание.задавайте вопросы по каждому классу я буду отвечать.

  • У меня проблема в том, что условия не самые лучшие, мягко говоря: музыкальный зал детского сада, нет столов и доски. Т.е., возникает вопрос: обязательна ли работа в нотных тетрадях.

    В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

    Кроме того, я слабо представляю, с чего начинать с первоклашками, а уже надо.
    Еще вопрос, коллеги: у вас ведутся тетради для теории (не нотные), и стоит ли их заводить? На нотном стане неудобно писать буквы (по собственному опыту), а записывать обязательно что-нибудь нужно, иначе это выветривается через непродолжительное время. Небольшой опрос вчера и позавчера показал, что предыдущий педагог работал, мягко говоря, спустя рукава, и 4 и 5 классам нужно все восстанавливать, начиная заново.

  • К формам работы Ларисы я бы добавила слуховой анализ-определение на слух ступеней, интервалов, мелодических оборотов, строения мелодии и т.п.
    Постараюсь выслать вам по эл. почте систему развития ладового слуха, гарантирую -"гудошников" не будет. Я это делаю в 1 кл.
    По поводу тетрадей: только одна нотная, но у меня еще есть Домашние задания — это, практически, учебник там есть вес материал как для урока, так и для занятий дома. Если сможете, то достаньте учебники харьковского педагога по сольф. Смаглий — очень даже хорошие. Тщательно продуманная система избавит вам от ошибок в планировании.
    Продолжу тему тетрадей: с одной стороны — выполнение письменных заданий, а с обратной -пишем диктанты.
    Не ругайте предыдущего педагога, м.б. не все так плохо, дети- маленькие, хотя и милые, хитрецы и, находят кучу способов не учить, " не понимать", оправдывать себя и т.п. , плюс у каждого педагога свой "почерк" преподавания и дети должны к нему привыкнуть.
    Условия плохие -бывает, я в Монголии полгода вела уроки в малом спортивном зале, не было фоно, вместо него использовала металлофон. НО нет худа без добра-дети научились слушать и СЛЫШАТь, как педагога, так и своих одноклассников.
    Подхватывать "чужих" детей — неблагодарная работа, упрощайте программу, выстраивайте систему и смело на уроки — все получится. Удачи!
    Отправила в личку, надеюсь дойдет.

  • Элька,
    Лена, так вот, рядом раздел Татьяны Боровик!!! У нее потрясающая программа по преподаванию КАК РАЗ сольфеджио.

  • Девочки, спасибо за советы и за поддержку! По поводу предыдущей коллеги: я просто видела, как она работает (если это можно назвать работой) и иногда ее заменяла. Кроме того, я не думаю, что давать детям уровень училища, не учитавыя возраст, и не проводить слухового анализа в принципе — это верно. Очень обидно, что хорошие дети, пусть и не очень "слухАвые", не могут на слух отличить терцию от септимы, не говоря уже о больших и малых интервалах. Да, они их весь год строили, не понимая зачем это делать. В результате сольфеджио не любят и не считают нужным ходить :frown:

    Марина, про методики Боровик я знаю, очень хотела попасть к ней на семинар по сольфеджио, но не сложилось, попала к музрукам детсадов, и то столько было восторга и материала! Есть и некоторые книжки в электронке (раздавали именно здесь, за что обожаю наш форум), надо только покопаться как следует, но время… Поэтому и спрашиваю совета у более опытных коллег.

  • Здравствуйте, мне в этом году тоже два класса еще подкинули от другого учителя, и я вот теперь страдаю, мои то уже знают темы прошлых лет, и сольфеджируют, и транспонируют, а те ученики кроме интервалов ничего незнают, интонируют вообще ужасно, и вот я незнаю как мне быть, получается мои ученики сидят и ждут пока я им все разложу по полочкам, а с другой стороны у меня дети приходят с летних каникул они вообще ничего (ну почти ) ничего не помнят, и я вот думаю это только у меня так, или у кого то такое бывает????

  • Ирина, после каникул дети многое "забывают", не волнуйтесь, с вашей помощью вспомнят. Это нормально. У меня девочка диктант записала с 2-х проигрываний (остальные 6-8 проиг), сделала ошибку на правило третьей линейки. Предложила ей самой найти "смешную" ошибку, и она не нашла! Жутко расстроилась, что "ничего не помнит", а ведь диктант записала раньше всех!
    Я в сентябре оценки практически не ставлю — не за что. Раскачиваются… Но вот октябрь уж наступил… Нарисуйте "Дерево знаний" (прочтите у Соловейчика), это очень стимулирует. У меня в этом году "Умники и умницы", в понедельник заполню и начнется у детей гиперактивная " гонка за пятерками. "Замучают" меня своим желанием отвечать, сочинять , петь, играть и т.д.
    Не переживайте, раз болеете за дело — все получится!

  • Цитата:

    Сообщение от Светлана…

    Постараюсь выслать вам по эл. почте систему развития ладового слуха, гарантирую -"гудошников" не будет. Я это делаю в 1 кл.

    Ах, как хотелось бы и мне получить такой подарок :rolleyes:

  • Коллеги, кому надо систему по развитию ладового слуха, пишите в личку. Обязательно вышлю.

  • Здравствуйте! Я работаю в музыкальной школе, преподаю сольфеджио. Очень заинтересовала ваша система по развитию ладового слуха…А как можно с ней познакомиться?

  • Здравствуйте, Светлана. Я бы хотела ознакомиться с вашей методикой преподавания. Мейл elmira19711971@mail.ru
    Заранее благодарна

  • Светлана…,
    Здравствуйте. Будьте добры, и мне скиньте систему по развитию ладового слуха. Заранее спасибо. Rostoff4@rambler.ru

  • Светлана, здравствуйте. Можно мне тоже эту систему?Спасибо заранее.
    fgs2008@rambler.ru

  • Цитата:

    Сообщение от Элька

    У меня проблема в том, что условия не самые лучшие, мягко говоря: музыкальный зал детского сада, нет столов и доски. Т.е., возникает вопрос: обязательна ли работа в нотных тетрадях. Кроме того, я слабо представляю, с чего начинать с первоклашками, а уже надо.
    Еще вопрос, коллеги: у вас ведутся тетради для теории (не нотные), и стоит ли их заводить? На нотном стане неудобно писать буквы (по собственному опыту), а записывать обязательно что-нибудь нужно, иначе это выветривается через непродолжительное время. Небольшой опрос вчера и позавчера показал, что предыдущий педагог работал, мягко говоря, спустя рукава, и 4 и 5 классам нужно все восстанавливать, начиная заново.

    В этом году попала в такие же условия — сольфеджио в 1 классе веду в помещении, где нет ни парт, ни доски — в актовом зале школы. Хорошо хоть, ф-но есть. И группы — по 10 чел
    С детьми ничего пока не записываем, все наглядности готовлю на альбомных листах — по ним и поем, и играем.
    Конечно, дальше будет сложнее, но что-нибудь придумаю.

    Добавлено через 1 минуту
    Светлана…,
    Здравствуйте!
    Можно и сне Вашу методику получить?
    С уважением, Елена.

  • Шпаргалки — Правила по сольфеджио 1 класс — файл n1.doc

    приобрести
    Шпаргалки — Правила по сольфеджио 1 класс
    скачать (188.5 kb.)
    Доступные файлы (1):

    n1.doc

    ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.

    КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.

    РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).

    НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

    НОТОНОСЕЦ(нотныйстан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.

    СКРИПИЧНЫЙКЛЮЧ(ключнотысоль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы

    пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в

    среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.

    РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):

    До – на нижней добавочной линейке нотоносца.

    Ре – под первой линейкой.

    Ми – на первой линейке.

    Фа – между 1 и 2 линейками.

    Соль – на 2 линейке.

    Ля – между 2 и 3 линейками.

    Си – на 3 линейке.

    ДЛИТЕЛЬНОСТИМУЗЫКАЛЬНЫХЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.

    Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и

    Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и

    В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и

    В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)

    В 16 раз короче целой – шестнадцатая нота (закрашенный круг, палочка и двойной хвостик).

    Таким образом, в целой ноте: 2 половинки, 4 четверти, 8 восьмушек, 16 шестнадцатых.

    Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.

    ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:

    Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.

    Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.

    Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»

    Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»

    Шестнадцатая пауза – равна шестнадцатой ноте и похожа на двойную букву «ч»

    ОКТАВА– это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).

    Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».

    В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).


    ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.

    МАЖОРИМИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.

    МАЖОРНЫЙЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон). Такой мажорный лад называется – натуральным.

    ПОЛУТОН(0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.

    ЦЕЛЫЙТОН(1т) – составляют два полутона.

    ЗВУКОРЯД– это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.

    Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).

    Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си

    I II III IV V VI VII

    ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).

    ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение.

    Карточки с нотами на все случаи жизни

    Обозначается тоника буквой Т.

    ВВОДНЫЕЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.

    УСТОЙЧИВЫЕЗВУКИЛАДА – это I, III и V ступени.

    НЕУСТОЙЧИВЫЕЗВУКИЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.

    ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:

    I — тоника

    II – нисходящий вводный звук

    III – медианта

    IV – субдоминанта

    V – доминанта

    VI – субмедианта

    VII – восходящий вводный звук

    АКЦЕНТ(ударение) — это выделенный в музыке звук.

    СИЛЬНАЯДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).

    СЛАБАЯДОЛЯ – это нота не имеющая акцента (ударения).

    ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.

    ТАКТОВАЯЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.

    РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли. Размеры бывают: простые (в них одна сильная доля) и сложные (в них несколько сильных долей).

    РАЗМЕР2/4 — это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте 2 доли – первая сильная, а вторая — слабая; каждая доля длится четверть. Таким образом: в размере 2/4 в одном такте может быть 2 четверти, или 4 восьмых, или 1 половинная нота.

    Схема дирижирования в размере 2/4: раз и — два и.

    РАЗМЕР3/4 — это простой трёхдольный размер: в одном такте 3 доли,

    каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,

    остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и

    РАЗМЕР4/4 — это сложный четырёхдольный размер, который образовался от слияния

    двух простых размеров 2/4 + 2/4. В одном такте 4 доли, каждая из которых каждая доля

    равна четверти: первая доля – сильная, вторая – слабая, третья – относительно сильная,

    четвёртая – слабая. Схема дирижирования в размере 4/4: раз и – два и – три и – четыре и.

    ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.

    НОТАСТОЧКОЙ – точка, стоящая после ноты, удлиняет её длительность ровно на половину.

    АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.

    ЗНАКИАЛЬТЕРАЦИИ (хроматические знаки) — это специальные знаки повышения или понижения отдельных звуков. Знаки альтерации могут быть – ключевыми и неключевыми (случайными). Всего 5 знаков альтерации:

    ДИЕЗ – повышает звук на полтона.

    БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.

    БЕКАР – отменяет диез и бемоль.

    ДУБЛЬДИЕЗ – повышает звук на тон.

    ДУБЛЬБЕМОЛЬ – понижает звук на тон.

    КЛЮЧЕВЫЕЗНАКИАЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.

    НЕКЛЮЧЕВЫЕЗНАКИАЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.

    ДОМАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.

    СОЛЬМАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.

    РЕМАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.

    ФАМАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.

    МИНОРНЫЙЛАД — это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорный лад, как и мажорный, состоит из 7 ступеней. Тоника обозначается буквой – t. Минорный лад имеет строение:

    т (тон) – Ѕ (полутон) – т (тон) – т (тон) –Ѕ (полутон) — т (тон)- т (тон). Такой минорный лад называется – натуральным.

    ТОНИЧЕСКОЕТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V.. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.

    ТРАНСПОЗИЦИЯ– это перенесение музыкального произведения или мелодии из одной тональности в другую. При этом движение мелодии и лад остаются неизменными. Поэтому транспонировать можно только из мажора в мажор, из минора – в минор.

    МУЗЫКАЛЬНАЯФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.

    Расстояние от окончания одной фразы до начала другой фразы называется ЦЕЗУРА (обозначается V).

    РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения

    БАСОВЫЙКЛЮЧ(ключнотыфа) – это знак, показывающий, что нота фа

    малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,

    что музыка будет звучать в нижнем регистре.

    МЕТР– это равномерное чередование сильных и слабых долей.

    РИТМ(с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.

    ТЕМП.Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.

    Медленные темпы: Largo (ларго) – широко; Lento (ленто) – протяжно; Adagio (адажио) – медленно; Grave (гравэ) — тяжело.

    Умеренные темпы: Andante (андантэ) — спокойно, не спеша; Moderato (модэрато) – умеренно; Sostenuto (состэнуто) – сдержанно; Allegretto (аллегрэтто) — оживленно.

    Быстрые темпы: Allegro (аллегро) – скоро; Vivo (виво) – живо; Presto (прэсто) — быстро.

    Для уточнения движения при отклонении от основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto — очень, assai — весьма, non troppo — не слишком, piu mosso — более подвижно.

    ДИНАМИЧЕСКИЕОТТЕНКИ.В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:

    Forte – ѓ – громко.

    Fortissimo – ѓѓ – очень громко

    Forte fortissimo – ѓѓѓ – очень-очень громко.

    Mezzo forte – mf – средне громко

    Sforzando – sf – с акцентом, внезапно громко

    Piano – p – тихо.

    Pianissimo – pp – очень тихо.

    Piano pianissimo – ppp – очень-очень тихо.

    Mezzo piano – mp – средне тихо

    Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.

    ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС

    © nashaucheba.ru
    При копировании укажите ссылку.
    обратиться к администрации

    От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

    Е. Копий

    На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

    Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

    Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

    Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного.

    Страна Мам

    Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

    Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.

    Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.

    Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

    • СТОЛБИЦА

      Наглядное пособие для уроков сольфеджио в ДМШ
      PDF, ≈1 МБ

    • ЛЕСЕНКА

      Наглядное пособие для уроков сольфеджио в ДМШ
      PDF, ≈1 МБ

    • КЛАВИАТУРА ФОРТЕПИАНО

      Наглядное пособие для уроков сольфеджио в ДМШ
      PDF, ≈1 МБ

    • НОТНЫЙ СТАН «ПУГОВКИ»

      Наглядное пособие для уроков сольфеджио в ДМШ
      PDF, ≈1 МБ

    • КЛАВИАТУРА ЛЕСЕНКА

      Наглядное пособие для уроков сольфеджио в ДМШ
      PDF, ≈1 МБ

    • СТУПЕНИ

      Наглядное пособие для уроков сольфеджио в ДМШ
      PDF, ≈5 МБ

    • ИНТЕРВАЛЫ

      Наглядное пособие для уроков сольфеджио в ДМШ
      PDF, ≈16 МБ

    Вы можете помочь «Музыке в заметках»

    Комментарии

    Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    29 з, 0,397 с. 27.85 м