Без рубрики

Роль «якоря», удерживающего Бессарабию от Румынии, переходит от ПМР к гагаузам и болгарам: региональные итоги-2013

В 2013 году факторами общерегионального масштаба для Бессарабии, Приднестровья и Румынии стали очередной бессарабский политический кризис, вильнюсский саммит «Восточного партнерства», усиление румыноунионистских тенденций на обоих берегах Прута и связанных с ними центробежных регионалистских процессов в Бессарабии, а также окончательная утрата иллюзий возможности разрешения бессарабско-приднестровского конфликта в рамках «территориальной целостности Республики Молдова».

Бессарабия: через новый кризис к внешнему управлению

Первое полугодие 2013 года прошло в Бессарабии под знаком самого острого за последние годы внутриполитического кризиса, в результате которого распался Альянс за евроинтеграцию, и дело едва не дошло до роспуска парламента и досрочных парламентских выборов. Поводом для нового витка политического кризиса послужил скандал вокруг убийства по неосторожности на чиновничьей охоте предпринимателя Сорина Пачу и попытки чиновников скрыть это преступление.

Данные события спровоцировали резкое обострение отношений в рамках правящего Альянса за евроинтеграцию и последующий его распад. Избежать сценария досрочных выборов удалось исключительно в результате беспрецедентного внешнего вмешательства во внутреннюю политику Бессарабии со стороны европейских чиновников, фактически заставивших рассорившихся бывших партнеров по альянсу унять амбиции и взаимные обиды и создать новую правящую коалицию.

При этом непростые переговоры о воссоздании проевропейского альянса спровоцировали раскол в Либеральной партии. 7 из 12 депутатов-либералов, два министра, несколько замминистров и некоторые местные лидеры объявили о создании Комитета по реформированию Либеральной партии и потребовали, чтобы лидером партии вместо Михая Гимпу стал его первый вице-председатель (и племянник), мэр Кишинева Дорин Киртоакэ. Все «либерал-реформаторы» были тут же исключены из партии. Однако именно они впоследствии вошли (в отличие от перешедших в оппозицию либералов, оставшихся под контролем Гимпу) в новую правящую коалицию, а в конце года учредили новую Либерально-реформаторскую партию.

30 мая в Кишиневе было объявлено о создании Коалиции проевропейского правления, в которую вошли Либерально-демократическая партия, Демпартия и группа «либерал-реформаторов». В тот же день представитель Демпартии Игорь Корман был избран председателем парламента, а либерал-демократ и бывший глава МИД Юрий Лянкэ возглавил правительство, в состав которого выдвиженцы Либеральной партии уже не вошли. Представленная программа правления нового Кабмина предусматривает, что в оставшийся до очередных парламентских выборов период в полтора года новое правительство «должно довести процесс интеграции Молдавии в Европейский союз до точки невозврата». Фактически, Бессарабия окончательно отказалась от собственного суверенитета и открыто перешла под внешнее управление.

Главным событием второй половины года для бессарабской внутренней и внешней политики стал состоявшийся в конце ноября вильнюсский саммит «Восточного партнерства». На нем бессарабские власти парафировали соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС. Событие было подано властями, как самое поворотное, ключевое и «историческое» для Бессарабии свершение после провозглашения «Республики Молдова». По словам бессарабского премьер-министра Юрия Лянкэ, в Вильнюсе «Республика Молдова получила шанс укрепиться в европейском пространстве» и «доказать всем, что достойна своей большой мечты — политической и экономической интеграции в Европейский союз».

В роли номинального врага «европейских перспектив» Бессарабии в минувшем году окончательно закрепилась Россия. Именно Москву бессарабские власти обвиняют во всевозможных кознях против бессарабской «евроинтеграции». В качестве исчерпывающего доказательства приводятся заявления побывавшего в начале сентября в Кишиневе вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина по поводу «евроинтеграционного» пути Кишинева, который, по его словам, может обернуться для него «потерей» Приднестровья, утратой российского рынка, проблемами в области энергетики и трудовой миграции, затягиванием страны в НАТО и многолетними «унижениями» в «предбаннике» ЕС. Официальный Кишинев однозначно расценил это как «шантаж» с целью заставить его отказаться от курса на «евроинтеграцию».

Между тем, единственным практическим следствием заявлений Рогозина пока стала приостановка 10 сентября поставок в Россию бессарабской алкогольной продукции из-за ее несоответствия требованиям безопасности. По данным Кишинева, упущенная прибыль виноделов от российского эмбарго за последующие 3 месяца превысила $20 млн. При этом бессарабские власти уверяют, что эмбарго будет снято уже в самое ближайшее время — в начале 2014 года.

В остальном же опасения Кишинева относительно «давления России» пока оказались беспочвенными. В конце декабря «Газпром» не только продлил истекший еще 1 января 2012 года контракт на поставку газа в РМ, но и допустил некоторое снижение цены на «голубое топливо» согласно действующей расчетной формуле. Не было предпринято и каких-либо специальных действий в отношении бессарабских гастарбайтеров в России, несмотря на то, что по данным ФМС РФ, более половины из только официально пребывающих в России 550 тыс. граждан РМ находятся там нелегально. По неофициальным же оценкам в России трудятся около 750 тыс. граждан РМ, таким образом к официальной цифре нелегальных мигрантов из Бессарабии можно смело добавлять еще около 200 тыс. человек.

В сентябре 2013 года Партия коммунистов (ПКРМ) в очередной раз провозгласила начало «бархатной революции», целью которой является «принуждение власти к капитуляции». В рамках данной кампании коммунисты пикетировали здание парламента и другие органы власти, а также на несколько минут перекрывали республиканские трассы. Финальным пунктом программы «бархатной революции» стал «поход на Кишинев», в котором приняли участие около 10 тыс. человек, которые после нескольких часов скандирования антиправительственных лозунгов в центре Кишинева разошлись по домам по призыву самих лидеров коммунистов. В итоговых рейтингах СМИ «бархатная революция» от ПКРМ была в один голос названа главным политическим блефом 2013 года.

Еще одним блефом года может считаться строительство газопровода Яссы — Унгены. Формальный старт строительству был дан 27 августа 2013 года — в «день независимости Республики Молдова». В церемонии запуска строительства участвовали румынский премьер Виктор Понта, его бессарабский коллега Юрий Лянкэ и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Запуск газопровода был запланирован на конец декабря. Затем, однако, выяснилось, что «начало строительства» оказалось бутафорией, и после торжественной церемонии запуска строительства работы были тут же прекращены, а строительная техника и материалы, включая трубы, — вывезены. При этом прибывший на предполагаемую строительную площадку президент Румынии Траян Бэсеску выразил мнение, что проект будет завершен не раньше весны 2014 года. Позже вдобавок выяснилось, что Бухарест и Кишинев забыли спроектировать участок газопровода, который должен пройти под рекой Прут и соответственно объединить две части трубопровода.

Спешка со строительством бессарабско-румынского газопровода носит скорее символический и политический, чем практический характер. Посредством газопровода Яссы-Унгены Кишинев рассчитывает на «диверсификацию поставок газа». В то же время в настоящее время Румыния сама не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого ею газа. Найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия. Таким образом, гипотетический «румынский газ» на границе с Бессарабией может появиться не раньше 2020 года.

В военно-политической сфере в 2013 году продолжилось стремительное втягивание армии «нейтральной» РМ в военное сотрудничество с НАТО. 11 апреля 2013 года бессарабский парламент вопреки конституционному статусу нейтралитета ратифицировал соглашение с Евросоюзом об участии своих военнослужащих в «операциях ЕС по управлению кризисами». В июне парламент ратифицировал соглашение о военном сотрудничестве с членом НАТО Румынией, содержащее и секретные положения о взаимной военной помощи.

Осенью, 2 октября бессарабское правительство утвердило решение об отправке контингента из 33 военнослужащих для участия в операции НАТО в Косово. 1 ноября данное решение было одобрено парламентом. А 20 декабря на заседании Коллегиального совета оборонного ведомства, где подводились итоги года, главными «достижениями» за 2013 год были названы решение об отправке военного контингента для участия в операции НАТО в Косово, а также полное выполнение всех поставленные на отчетный год задач и партнерских обязательств в рамках Оперативного плана индивидуального партнерства с НАТО (IPAP) и программы «Процесс анализа и планирования» (PARP).

На этом фоне вполне логично прозвучало в последние дни уходящего года заявление Комитета государственной безопасности Приднестровья о том, что между Кишиневом, Вашингтоном и Брюсселем достигнута договоренность о перспективе отказа РМ от нейтрального статуса и последующего вхождения в НАТО. При этом, констатируют в приднестровской спецслужбе, «единственной проблемой, для решения которой руководство Республики Молдова может использовать вооруженные силы, это ликвидация государственности ПМР силовым путем, в нарушение всех ранее достигнутых договоренностей и в нарушение действующих норм международного права».

Под занавес года еще одним сенсационным решением отметился бессарабский Конституционный суд. 5 декабря КС принял решение о том, что государственным языком в стране, вопреки тексту конституции, является «румынский». КС постановил, что «румынский» и молдавский языки можно считать идентичными, а текст «декларации о независимости Молдавии», где упоминается «румынский язык» (в декларации о независимости синтагма «румынский язык» упомянута в рамках отсылки к законам 1989 года о провозглашении молдавского языка государственным и о «возврате» ему латинской графики, притом что в самих этих документах язык, как и в принятой в 1994 году конституции РМ, назван молдавским), превалирует над текстом конституции, где он назван молдавским.

Решение Конституционного суда о превалировании «декларации о независимости» над конституцией несет и другие очевидные правовые и политические следствия, которые пока не востребованы, но в нужный момент могут быть юридически оформлены. Так, принятая кишиневским парламентом 27 августа 1991 года «декларация о независимости Республики Молдова» объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР» (путем присоединения Бессарабии к Приднестровью), а также аннулирует «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая — территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной «Республики Молдова» в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская «декларация о независимости», которая теперь превалирует над конституцией РМ, аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы.

Гагаузия и Тараклия: Буджакская республика против «евроинтеграции»

В 2013 году в Бессарабии обозначилась еще одна «горячая точка» с автономистскими настроениями — преимущественно населенный болгарами Тараклийский район.12 апреля Тараклийский районный совет единогласно принял обращение к бессарабским властям о наделении района национально-культурной автономией. Представленный региональными властями законопроект «Об особом статусе Тараклийского национально-культурного района Республики Молдова» предполагает наделение района с компактным проживанием болгарского населения статусом административной автономии и центра национально-культурной автономии болгарской общности Бессарабии, где в официальных сферах общения наряду с государственным (молдавским), используются болгарский и русский языки. До сих пор реакции на представленный проект документа со стороны бессарабских властей не последовало.

В противостоянии с Кишиневом Тараклийские власти естественным образом нашли себе союзников в лице соседней Гагаузии. Мэр Тараклии Сергей Филипов неоднократно заявлял, что у Тараклийского района и Гагаузской автономии — единая позиция по вопросу о внешнеполитическом курсе страны, заключающаяся в необходимости интегрироваться в Таможенный союз России-Белоруссии-Казахстана. По его словам, у Тараклийского района и Гагаузской автономии «огромные перспективы культурной, социальной и экономической интеграции и сотрудничества».

А после того, как власти Гагаузии вопреки Кишиневу приняли решение провести 2 февраля в Гагаузии референдумы об отношении к внешнеполитическому вектору РМ (интеграция в ЕС или в Таможенный союз), и об отложенном независимом статусе Гагаузии, власти Тараклийского района приняли решение провести в тот же день одновременно во всех населенных пунктах района «публичные консультации с гражданами» по аналогичным вопросам.

Гагаузско-болгарское сближение, взаимная поддержка и солидарное неприятие внешнеполитического курса Кишинева были столь интенсивными, что в региональном политическом дискурсе была реанимирована давно витающая среди южан идея объединения двух территорий — АТО Гагауз Ери и Тараклийского района — в регион, условно называемый Буджакская республика.

Саму Гагаузию, между тем, большую часть года сотрясали внутриполитические скандалы и междоусобные разборки между башканом Михаилом Формузалом и оппозиционным ему большинством в Народном собрании, находящимся под контролем бессарабской Демпартии. Демократы несколько раз пытались инициировать импичмент главе автономии. В середине ноября демократам удалось отправить в отставку возглавляемый Формузалом Исполком (правительство) автономии. Однако для отставки самого башкана им не хватило голосов.

Временные перемирия между политическими оппонентами наступали лишь в периоды обострения противостояния Комрата с Кишиневом. Впрочем, число конфликтов между властями автономии и бессарабским руководством в минувшем году существенно выросло. В апреле, к примеру, Народное собрание Гагаузии единогласно одобрило законопроект «Об обеспечении принципов равноправия, справедливости и объективности», запрещающий пропаганду «гомосексуального образа жизни». Документ был утвержден в противовес принятому 25 мая 2012 года бессарабским парламентом под давлением ЕС и вопреки позиции большинства населения и церкви «Закону об обеспечении равенства», защищающему права сексуальных меньшинств. И хотя впоследствии закон был «отменен» Комратским судом по запросу кишиневской Госканцелярии, это позволило хотя бы на время сплотить противостоящие друг другу гагаузские политические кланы.

В конце июня инициативная группа собрала в Гагаузии более 5 тыс. подписей под документом, предлагающим в качестве реакции на постоянное нарушение кишиневскими властями закона об особом статусе Гагаузии провести референдум о выходе из состава РМ и возврате в рамки независимой Гагаузской Республики, провозглашенной 19 августа 1990 года, а также о вступлении Гагаузии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана или в Евросоюз. Инициатива вызвала крайне резкую реакцию со стороны Кишинева, однако также способствовала сплочению гагаузского политического класса.

Аналогичный эффект имели выдвинутые позже инициативы о запрете употребления в общественных и учебных учреждениях автономии антиконституционных терминов «румынский язык», «румынская литература», «румынская история» применительно к молдавскому языку, литературе и истории, а также о создании собственного аналога Конституционного суда — Трибунала Уложения. Обе эти инициативы также вызвали резко негативную реакцию со стороны бессарабских властей.

Противостояние между Кишиневом и Комратом достигло пика после того, как в ноябре парламент автономии назначил на 2 февраля 2014 года проведение референдумов об отношении к внешнеполитическому курсу РМ и об отложенном статусе независимости, согласно которому в случае утраты РМ суверенитета Гагаузия автоматически станет независимой республикой. Уже в начале января 2014 года Комратский районный суд по ходатайству госканцелярии кишиневского правительства и в нарушение как Закона об особом правовом статусе Гагаузии, так и Уложения Гагаузии, «признал незаконным» решение Народного собрания Гагаузии о проведении этих плебисцитов, а бессарабская Генпрокуратура начала 9 января уголовное преследование по статье «самоуправство» по данному факту. Тем не менее, гагаузские власти заявили, что референдумы пройдут несмотря на любые запреты со стороны Кишинева.

Бессарабско-приднестровское урегулирование: развод — цивилизованный и цивилизационный

Фоном для процесса бессарабско-приднестровского урегулирования в минувшем году стало с одной стороны провальное председательство Украины в ОБСЕ, а с другой — четко сделанный Кишиневом выбор между двумя мифами — «реинтеграцией» Приднестровья и «евроинтеграцией» — в пользу последнего. По требованию ЕС Кишинев установил вдоль Днестра стационарные погранично-миграционные пункты, тем самым завершив оформление полноценной государственной границы между Бессарабией и ПМР. При этом Приднестровье не участвовало в переговорах по соглашению об ассоциации РМ с ЕС и отказалось присоединяться к создаваемой ими зоне свободной торговли.

Кишинев в свою очередь продолжил практику регулярного провоцирования инцидентов в Зоне безопасности бессарабско-приднестровского конфликта, пытаясь таким образом дискредитировать действующий миротворческий механизм под эгидой России. Ситуация дополнительно усугублялась тем, что на протяжении полугода кишиневская сторона блокировала работу Объединенной контрольной комиссии — единственного органа, уполномоченного разрешать спорные и конфликтные ситуации в Зоне безопасности.

Накапливающиеся противоречия, усугубленные перманентным политическим кризисом в Кишиневе, поставили под угрозу срыва и переговоры в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — гаранты и посредники, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели). При этом координирующее переговорный процесс украинское председательство в ОБСЕ сходу отметилось рядом дипломатических провалов, лишь обостривших и без того сложную ситуацию в переговорном процессе.

Уже первый визит действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Украины Леонида Кожары в регион 21-22 января обернулся громким скандалом. На итоговом брифинге в международном аэропорту Кишинева перед отлетом в Киев Кожара неожиданно заявил: «Я думаю, что мы с господином Шевчуком нашли взаимопонимание: он подтвердил, что Приднестровье готово обсуждать политический статус этого региона в рамках Республики Молдова». Это заявление было тут же опровергнуто сначала президентом ПМР Евгением Шевчуком, а затем и главой МИД ПМР Ниной Штански.

Результатами последовавших в течение года 5 раундов переговоров в формате «5+2» под украинским председательством стали так и не реализованная договоренность о демонтаже аварийной канатной дороги через Днестр, а также несколько других технических соглашений. В свой актив Украина записала и «возобновление прямого диалога лидеров сторон». Президент ПМР Евгений Шевчук и новый бессарабский премьер Юрий Лянкэ действительно провели осенью две встречи, однако, вопреки стараниям Киева, ни одна из них не прошла на территории Украины. Единственным результатом первой из них, состоявшейся в Тирасполе, стало формальное продление подписанного полтора года назад протокола о грузовом железнодорожном сообщении через территорию Приднестровья. А главным событием второй — в германской Баварии — стало заявление Евгения Шевчука о том, что единственным жизнеспособным и выгодным для всех сторон вариантом урегулирования конфликта является «цивилизованный развод».

Приднестровская Молдавская Республика: первый «День Европы» на фоне «евразийской интеграции»

Во внутренней политике Приднестровья в минувшем году продолжилось противостояние между президентом Евгением Шевчуком и оппозиционным ему Верховным советом. До открытых конфликтов, впрочем, дело практически не доходило. Наибольшие разногласия вызвала появившаяся в мае инициатива президента о переводе Верховного совета в Бендеры. Парламент воспротивился переезду и большинством голосов принял постановление «О местонахождении представительных органов государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике», закрепившее размещение приднестровского парламента в столице Тирасполе.

Критику депутатов вызвало и блокирование властями в мае целого ряда интернет-сайтов, известных своей критикой органов государственной власти. Депутатский протест, впрочем, ограничился серией критических заявлений ряда оппозиционных парламентариев, круглого стола и митинга в Тирасполе.

10 июля президент Приднестровья Евгений Шевчук сменил главу правительства: вместо Петра Степанова на эту должность была назначена Татьяна Туранская. В течение года глава государства также провел множество кадровых перестановок, более всего затронувших силовые ведомства. А в конце декабря в отставку был отправлен представитель президента ПМР в России Михаил Бергман, на протяжении последнего года являвшийся фигурантом целого ряда политических скандалов в Приднестровье, спровоцированных его заявлениями о будущем Приднестровья в качестве автономии в составе «Республики Молдова».

Также в декабре Верховный совет принял первый в истории республики трехлетний бюджет — на 2014-1016 годы. При этом депутаты внесли в документ ряд принципиальных поправок, против которых выступал президент Шевчук. В итоге президент наложил вето на часть принятых депутатами поправок, и в 2014 год Приднестровье снова вошло без полноценного главного финансового документа. Впрочем, для Приднестровья такая ситуация не новость: из-за противоречий между президентом и парламентом весь 2013 год республика жила без принятого закона о госбюджете.

2013 год был весьма насыщенным событиями в приднестровско-российских отношениях. В апреле было объявлено о запуске в ПМР масштабного гуманитарного проекта России, который будет осуществляться через некоммерческую организацию «Евразийская интеграция». В течение 2013-2015 гг. на реализацию социальных проектов в ПМР через АНО «Евразийская интеграция» планируется выделить более 3 млрд. российских рублей. Эти средства предполагается потратить на строительство педиатрического стационара «Центр матери и ребёнка» и корпуса лучевой терапии в Тирасполе, противотуберкулезных диспансеров в Бендерах и Рыбнице, медицинского факультета ПГУ им.Шевченко в Тирасполе, а также 5 детских садов и 3 средних школ в различных населенных пунктах ПМР.

7-9 сентября Приднестровье впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 9 сентября на площади А.В. Суворова в Тирасполе глава Русской Православной Церкви выступил с обращением к жителям Приднестровской Молдавской Республики. «Бог хранит Приднестровье. И оно являет замечательный пример того, как люди разных национальностей живут вместе и, может быть, поэтому абсолютно чужд Приднестровью всякий жёсткий национализм, шовинизм и национальное превосходство. Вы — народ Приднестровья, умеющий жить в мире друг с другом. И храните это как великое достижение предков и как замечательный результат ваших собственных усилий», — сказал патриарх Кирилл.

По итогам состоявшейся 25 октября в Москве встречи президента Приднестровья Евгения Шевчука с заместителем председателя правительства, специальным представителем президента РФ по ПМР Дмитрием Рогозиным был подписан совместный протокол. «Протокол Рогозина-Шевчука» предполагает новые возможности прямого межведомственного взаимодействия, участия приднестровских предприятий в российском оборонном заказе и системе госзаказа и государственных закупок, а также подключение Приднестровья к национальным программам Российской Федерации.

4 декабря Евгений Шевчук внес на рассмотрение Верховного совета ПМР проект конституционного закона, предполагающего применение на территории Приднестровья российского федерального законодательства, в то время как законодательству ПМР в иерархии отводится подфедеральный уровень. 25 декабря парламент Приднестровья в первом чтении одобрил президентскую инициативу. Включение российского законодательства в приднестровскую правовую систему планируется осуществить в три этапа: сначала будут имплементированы нормы, не нуждающиеся в кардинальной переработке, потом предполагается унифицировать нормы в сфере экономики. Третий этап предполагает перестраивание, согласно российскому законодательству, системы органов власти в Приднестровье.

Параллельно с активизацией приднестровско-российского сотрудничества все более активную деятельность по продвижению «европейских ценностей» в республике с позволения ее властей разворачивают дипломатические миссии и структуры ЕС. В мае 2013 года в Тирасполе впервые прошли празднования, посвященные Дню Европы. В октябре в Приднестровье состоялось открытие первого «Европейского клуба», созданного при поддержке делегации ЕС в Кишиневе и призванного продвигать «европейские ценности» среди приднестровской молодёжи. А в начале декабря в Тирасполе открылся первый Информационный центр Европейского союза. Стоит отметить, что такие мероприятия и информационные центры уже проводятся и функционируют в городах Бессарабии, а руководитель дипмиссии Евросоюза в Кишиневе Пиркка Тапиола прямо заявил, что одной из целей этих шагов, помимо продвижения «европейских ценностей» является то, «чтобы не было никакого разделения на двух берегах Днестра».

Присоединение Бессарабии к Румынии: «Просите и получите»

Основное содержание внутриполитической повестки дня Румынии было связано с продолжающимся противостоянием между президентом Траяном Бэсеску и оппозиционной ему правительственной коалицией, в руках которой находится как исполнительная, так и законодательная ветви власти. При этом в минувшем году к этому противостоянию добавились регулярные конфликты внутри самой правящей коалиции, из-за которых она несколько раз была на грани распада.

В марте 2013 года президент Траян Бэсеску заявил о разрыве с Либерально-демократической партией (ЛДП), которую он возглавлял до избрания президентом в 2004 году, и которая поддерживала его на протяжении последующих восьми с половиной лет. После этого сторонники Бэсеску создали новую политическую партию — «Народное движение». И.о. лидера партии стал депутат румынского парламента Еуджен Томак. Заявленные главные цели «Народного движения» связаны с поддержкой действующего президента и получением хорошего результата на выборах в Европарламент в 2014 году. А главной идеологической задачей партии было провозглашено «европейское будущее» Бессарабии, за присоединение которой к Румынии последовательно выступают как сам Бэсеску, так и его бывший советник по связям с диаспорой, уроженец Бессарабии Томак. При этом сам Бэсеску в соответствии с законодательством не может принимать участие в деятельности партии, пока является главой государства, однако дал понять, что примкнет к движению сразу после завершения второго президентского мандата.

Второй президентский мандат Траяна Бэсеску заканчивается в конце 2014 года, и его дальнейшие политические действия являются одной из главных политических интриг. Сам Бэсеску заявил в декабре, что после завершения мандата он намерен вплотную заняться проектом объединения Бессарабии с Румынией. В эту логику вписываются и все последние его действия и заявления. После создания партии, целью которой является «европейская перспектива Бессарабии», и которую возглавил выходец из Бессарабии Томак, Бэсеску посетил Кишинев, где заявил на встрече с молодежью, что для объединения Бессарабии с Румынией необходима лишь воля Кишинева. Отвечая на вопрос одной из участниц встречи о том, можно ли осуществить объединение двух государств для скорейшей «интеграции» РМ в ЕС, глава румынского государства заявил: «Просите и получите».

В свою очередь мэр Кишинева Дорин Киртоакэ предложил Бэсеску, у которого в 2014 году истекает второй президентский мандат, получить гражданство РМ и продолжить политическую карьеру в Кишиневе. «Уверен, что получив молдавское гражданство, Траян Бэсеску мог бы занять любую должность. Он ускорит процесс европейской интеграции», — то ли в шутку, то ли всерьез заявил кишиневский градоначальник. Данное заявление было активно подхвачено и поддержано как самим Бэсеску, так и румынскими политиками и СМИ, посчитавшими его вполне реалистичным.

А 27 ноября 2013 года Траян Бэсеску провозгласил, что присоединение Бессарабии является новым «фундаментальным национальным проектом» Румынии после уже реализованных — вступления в НАТО и в ЕС. По словам румынского лидера, объединение произойдет не сейчас, но «когда-нибудь мы объединимся, поскольку кровь — не водица». Данное заявление вызвало негативную реакцию со стороны кишиневских властей, заявивших, что оно на руку лишь коммунистам и Кремлю. Кроме того, высказывание Бэсеску осудили, как «несвоевременное», премьер-министр Румынии Виктор Понта и глава МИД Румынии Титус Корлэцян, а также представители Европейской комиссии.

Неоднократно в течение года обострялись отношения между Румынией и Венгрией. Яблоком раздора по традиции была Трансильвания и непризнанный Бухарестом Секуйский край. В феврале между Бухарестом и Будапештом разгорелась «война флагов». Поводом для скандала послужил инцидент, имевший место на церемонии вступления в должность нового префекта румынского уезда Ковасна, когда венграм не позволили разместить секуйский флаг в конференц-зале, в котором проходило мероприятие. Госсекретарь Министерства иностранных дел Венгрии Жолт Немет заявил, что венгры из Трансильвании подвергаются «символической агрессии» со стороны румынских властей, поскольку лишены возможности использовать флаг Секуйского края, и призвал мэров всех населенных пунктов Венгрии водрузить флаг Секуйского края в своих населенных пунктах. На следующий день в МИД Румынии был срочно вызван посол Венгрии в Бухаресте Оскар Фузеш, которому было заявлено, что «румынские власти не принимают и не примут подобного досадного вмешательства, которое противоречит конституционной и правовой базе Румынии». В свою очередь премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что Бухарест не потерпит ни от кого из-за рубежа подобной «дерзости».

На следующий день масла в разгорающийся огонь конфликта подлил уже сам посол Венгрии в Румынии. В интервью румынскому телевидению дипломат заявил, что Венгрия полностью поддерживает требования венгров Трансильвании об автономии. А еще через день министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоньи подтвердил, что заявление посла Венгрии румынскому МИДу и его высказывания по вопросу автономии полностью соответствуют позиции венгерского правительства. Тем временем министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян пригрозил высылкой венгерского посла. В ответ Жолт Немет пригрозил «дипломатическими мерами», если Румыния не закончит «войну флагов» в Трансильвании. Конфликт постепенно сошел на нет после состоявшейся на саммите лидеров стран ЕС в Брюсселе беседы президента Румынии Траяна Бэсеску с премьером Венгрии Виктором Орбаном.

Однако уже в июле между двумя странами вспыхнул новый дипломатический конфликт. В рамках проходящей в трансильванском городе Бэиле Тушнад традиционной ежегодной венгерской летней школы один из политических лидеров венгров Трансильвании, европарламентарий от Румынии Ласло Токеш обратился к премьер-министру Венгрии Виктору Орбану с призывом взять Трансильванию под венгерский протекторат. По словам политика, Трансильвания под собственным флагом и протекторатом Будапешта станет «шагом на пути к автономии секуев». В рамках того же мероприятия госсекретарь МИД Венгрии Жолт Немет заявил, что Будапешт не может не поддерживать борьбу румынских венгров за свои демократические права, которые включают в себя право на образование на родном языке, на использование собственной символики и на легитимизацию непризнанного Бухарестом Секуйского края. С еще более жесткими заявлениями выступил на форуме вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен, заявивший, что Венгрия имеет такое же право поддерживать венгерское сообщество в румынской Трансильвании, как и сама Румыния, которая «вмешивается ради румын в Республике Молдова, влахов в Сербии и всех румын из диаспоры». На заявления венгерских высокопоставленных чиновников отреагировал МИД Румынии, обвинивший Будапешт во вмешательстве во внутренние дела румынского государства, противоречащем политико-юридическим и дипломатическим нормам. В свою очередь премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что призывы к протекторату Венгрии над Трансильванией являются «уголовно наказуемыми», поскольку «покушаются на территориальную целостность и суверенитет Румынии».

В августе еще более острыми заявлениями в ходе другой венгероязычной летней школы в уезде Харгита отметился лидер венгерской националистической партии Йоббик Габор Вона, заявивший, в частности, что ради защиты интересов венгров Трансильвании и их прав на автономию партия Йоббик готова взять на себя ответственность за конфликт с Румынией. Он также поддержал инициативу одного из лидеров венгров Трансильвании, румынского европарламентария Ласло Токеша об установлении протектората Венгрии над Трансильванией. На заявления венгерского политика отреагировал МИД Румынии, потребовавший от правительства Венгрии дистанцироваться от «экстремистских» деклараций лидера Йоббика. В ответном заявлении МИД Венгрии подчеркнул, что Йоббик — оппозиционная партия, которая «не вовлечена в деятельность венгерского правительства и не разделяет его ответственность».

После этого жестким заявлением по венгерской теме отметился до тех пор хранивший молчание президент Траян Бэсеску. Он заявил, что Венгрия «превратилась в источник нестабильности», и Бухарест возьмет на себя лидерство в кампании по приструнению «распоясавшегося» Будапешта с тем, чтобы «поставить его на место». Румынский лидер добавил, что 2013 год станет последним годом, когда венгерские политики могут столь «расслабленно» передвигаться по территории Румынии. «В этот год они перешли черту, после которой мы должны сказать им «хватит!» — заявил президент Румынии. На этот раз сглаживать акценты пришлось главе румынского МИДа Титусу Корлэцяну, который назвал антивенгерское заявление Бэсеску «очень опасным шагом в международных отношениях».

На протяжении года в Румынии продолжались акции протеста против разработки и добычи сланцевого газа американской компанией Chevron. Акции протеста под общим лозунгом «Chevron, go home!» были организованы с подачи экологических движений, считающих, что негативные эффекты от добычи газа из сланцев не изучены. В свою очередь премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что страна не хочет импортировать российский газ по текущей цене, и выходом может стать добыча сланцевого газа. В середине октября 2013 года экологи при поддержке местных жителей добились приостановки компанией Chevron работ по разведке сланцевого газа в районе населенного пункта Пунджешть, уезда Васлуй. Местный совет принял решение провести консультативный референдум об отношении населения к разведке и добыче сланцевого газа в регионе, однако плебисцит был отменен центральными властями страны.

Президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что ОАО «Газпром» и Россия в целом являются главным субъектом, заинтересованным в срыве разработки в Румынии газовых месторождений на шельфе Черного моря, и особенно — залежей сланцевого газа. Комментируя массовые протесты против добычи сланцевого газа в стране, Бэсеску выразил мнение, что Россия опасается, что в противном случае Румыния станет экспортером газа и лишит «Газпром» части европейского рынка. Между тем, уже через неделю появилась информация, что «Газпром» приступает к геолого-разведывательным работам по поиску залежей сланцевого газа в уезде Бихор в Румынии.

Повестка и прогнозы — 2014

Для Бессарабии 2014 год пройдет под знаком кампании по выборам в парламент, которые должны состояться в ноябре. До выборов с большой долей вероятности власти страны подпишут парафированное в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС, а Евросоюз предоставит гражданам РМ обещанный безвизовый режим для краткосрочных поездок в ЕС. Эти «достижения» станут главным и единственным аргументом проевропейских партий в ходе предвыборной кампании.

Учитывая, что этих аргументов явно недостаточно для победы на выборах, не исключено, что бессарабские власти пойдут на введение смешанной избирательной системы и попытаются по максимуму использовать административный и финансовый ресурсы в ходе выборов по одномандатным округам.

Весьма вероятно появление ближе к выборам на бессарабской политической арене новых политических фигур. В большую политику, в частности, могут вернуться экс-премьер Ион Стурза, присматривающийся к новой Либерально-реформаторской партии, а также нынешний глава Конституционного суда Александр Тэнасе, который может возглавить один из новых политических проектов. Нельзя исключать и вероятность прихода в бессарабскую политику нынешнего президента Румынии Траяна Бэсеску, который может прямо либо косвенно поддержать на выборах Либеральную партию, возвращающуюся тем самым к румыноунионистским истокам.

В свою очередь все надежды оппозиционной Партии коммунистов связаны с поддержкой со стороны России, а также здоровьем своего 72-летнего лидера Владимира Воронина, для которого эти выборы, вероятно, являются последним шансом на то, чтобы лично привести партию к власти.

Выборным 2014 год является и для Гагаузии. В конце года — примерно в одно время с бессарабскими парламентскими выборами — в автономии пройдут выборы башкана. Завершающий свой второй срок башкан Михаил Формузал принять в них участие уже не сможет. Главными потенциальными претендентами на эту должность пока считаются мэр Комрата Николай Дудогло, депутат бессарабского парламента от Партии коммунистов Ирина Влах и первый замбашкана Валерий Яниогло. Не исключено, однако, и появление ближе к выборам новых фигур, в том числе из-за пределов Гагаузии.

Предвыборные кампании всех кандидатов с большой вероятностью будут построены на гагаузском патриотизме, защите и укреплении автономии от посягательств Кишинева и критики внешнеполитического курса центральных властей. Проверкой местного политического класса на прочность и зрелость станет и намеченный на 2 февраля референдум о внешнеполитическом курсе страны и отложенном статусе независимости. В любом случае, противостояние Кишиневу было и остается главным объединяющим фактором как для политического класса Гагаузии, так и в целом для всего юга Бессарабии, который превращается в новый «якорь» по удержанию Бессарабии взамен освобождающегося от этой функции Приднестровья.

Для отношений Бессарабии с Приднестровьем 2013 год стал точкой невозврата, когда даже самым упертым кишиневским и кремлевским мечтателям стало очевидно, что геополитические и цивилизационные пути двух государств разошлись окончательно, и другого решения конфликта, кроме «цивилизованного развода», нет и в обозримом будущем не предвидится. Сколь излюбленная, столь и провальная российская «стратегия» удержания Бессарабии ценой Приднестровья окончательно обанкротилась.

Впрочем, и новой российской стратегии на приднестровском направлении пока не представлено. Если, конечно, не считать таковой громкие, но бесплодные заявления спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина, по-прежнему ориентированные большей частью на его «фан-клубы» в Кишиневе и Тирасполе, а также российские гуманитарные проекты, осуществляемые теперь исключительно через НПО, чтобы, не дай Бог, не расстроить Кишинев. В 2014 году Тирасполю и Москве предстоит прояснить новые рамки двусторонних отношений и наполнить содержанием пока исключительно декларативный «протокол Рогозина-Шевчука».

При этом Приднестровская Молдавская Республика — единственная из стран региона, где в будущем году не ожидается электоральных мероприятий, в связи с чем республика продолжит оставаться фактором относительной политической стабильности.

Во внутренней политике Румынии на 2014 год можно с большой вероятностью прогнозировать усиление противоречий между партиями правящего Социал-либерального союза с возможностью его распада и самостоятельного выхода составных партий на выборы в Европарламент и последующие президентские выборы.

Покидающий пост президента Траян Бэсеску вероятно продолжит проталкивать в национальную повестку дня тему присоединения Бессарабии — единственного идеологического поля, где он может на «коньке» популизма обыграть своих более прагматичных политических оппонентов. Создаваемая им партия «Народное движение» видится прообразом единого панрумынского унионистского политического проекта, который будет действовать одновременно в Бессарабии и Румынии, из-за чего действия Бэсеску уже вызывают заметное раздражение не только у оппонентов в Бухаресте, но и у недавних «партнеров» в Кишиневе.

.