Без рубрики

Вьетнам, наряду с Индией, стал крупнейшим заказчиком российской военно-морской техники

Вьетнам, наряду с Индией, стал крупнейшим заказчиком российской военно-морской техники. Общий стоимостной объем заказов Вьетнама на поставку российской ВМТ сопоставим с текущими контрактами, реализующимися по заказу ВМС Индии.

Крупнейшей программой России с Вьетнамом в сегменте ВМТ является поставка шести подводных лодок проекта 636.1 «Кило».

Как уже сообщалось, 28 августа на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялся спуск на воду головной ДЭПЛ проекта 636.1 «Кило» для ВМС Вьетнама.

«Рособоронэкспорт» подписал контракт на поставку ВМС Вьетнама шести ДЭПЛ проекта 636.1 «Кило» стоимостью около 2 млрд дол в конце 2009 года. По имеющимся данным, все ДЭПЛ для ВМС Вьетнама будут оснащаться ракетным ударным комплексом «Клаб-С».

Спустя три месяца после подписания контракта стороны начали переговоры о строительстве пункта базирования ДЭПЛ и соответствующей инфраструктуры. Финансовые параметры этой программы эксперты оценивают в сумму, сопоставимую или даже большую, чем стоимость самих ДЭПЛ.

Вьетнам рассчитывает получить от России кредит под строительство не только пункта базирования подводных лодок, но и на закупку кораблей различных типов (в том числе спасательных, судов обеспечения) и самолетов морской авиации.

Следует отметить, что подводные силы и морская авиация будут новыми структурами в составе ВС Вьетнама.

Одновременно со строительством подводного флота, Вьетнам приступил к модернизации боевых надводных кораблей основного класса, а также катеров различного типа и назначения. Львиная доля основных программ по модернизации ВМС Вьетнама в области БНК ОК и катеров также связана с Россией.

В частности, с Вьетнамом продолжается реализация программы поставки патрульных катеров. Согласно сообщениям ряда источников, в августе этого года Вьетнаму были отгружены два сторожевых катера проекта 10412 «Светляк», построенных судостроительным заводом «Восточная верфь» во Владивостоке.

Реализация программы с Вьетнамом по поставке катеров проекта «Светляк» началась в 2001 году. Летом 2002 года два патрульных катера проекта 10412 (экспортная версия проекта 10410 «Светляк»), заказанных ВМС Вьетнама, были спущены на воду на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург). Оба катера в январе 2003 года были переданы заказчику. Стоимость каждого корабля составляет около 15 млн дол.

Строительство выполнялось на основе контракта, подписанного вьетнамской стороной с «Рособоронэкспортом» в ноябре 2001 года.

Тогда же Вьетнам высказал намерение продолжить программу строительства для национальных ВМС катеров типа «Светляк» (в целом тогда речь шла о строительстве серии из 10-12 патрульных катеров этого типа). Частично эта программа получила развитие в 2009 году.Летом 2009 года на двух российских верфях (ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» и судостроительный завод «Восточная верфь») состоялась закладка в общей сложности четырех сторожевых катеров проекта 10412 «Светляк» (по 2 катера на каждой) по заказу Минобороны Вьетнама.

Судостроительная фирма «Алмаз» передала два катера заказчику в 2011 году.

СКР проекта 10412 разработан в петербургском ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Катера обладают высокой мореходностью, скорость составляет около 30 узлов. Экипаж — 28 чел.

Катера типа «Светляк» предназначены для охраны морской границы, прибрежных коммуникаций и борьбы с браконьерами.

Вторым крупнейшим проектом в сегменте катеров является программа поставки и лицензионного производства катеров «Молния». В 1990-х гг. во Вьетнам было поставлено 4 катера проекта 1241РЭ «Молния» с ракетным комплексом «Термит». В 1993 году Вьетнам купил лицензию на строительства ракетных катеров проекта 1241.8 «Молния» с ракетным комплексом «Уран». Поставка технической, нормативной и технологической документации для строительства этих кораблей началась в 2005 году. С 2006 года начался процесс подготовки к производству. Согласно контракту, подписанному в 2003 году, два катера проекта 1241.8 «Молния» с ракетным комплексом «Уран» планировалось построить в России и до 10 катеров по российской лицензии во Вьетнаме. Первый ракетный катер «Молния» проекта 1241.8 с ракетным ударным комплексом «Уран-Э» был передан Вьетнаму в 2007 году, второй – в 2008 году. В 2010 году с закладкой первого катера на верфи в Хошимине, началась реализация лицензионной части этого контракта, рассчитанная на период до 2016 года.

В январе 2002 года ЗАО «Кронштадт» поставило для ВМС Вьетнама первый полномасштабный тренажер «Лагуна-1241РЭ». С помощью морского тренажера «Лагуна» вьетнамские моряки отрабатывали управление четырьмя ракетными катерами проекта 2141РЭ с ракетным комплексом «Термит», поставленными в 1990-х гг.

Сотрудничество с Вьетнамом по военно-морским тренажерам получило дальнейшее развитие. Вьетнам высказал намерение закупить комплексный тренажер для трех типов кораблей — проекта 1241РЭ, проекта 1241.8 и фрегатов «Гепард».

«Рособоронэкспорт» в сентябре 2006 года заключил контракт с ВМС Вьетнама на модернизацию тренажера «Лагуна-1241РЭ» и поставку новых тренажеров для ракетных катеров проектов 1241РЭ и 1241.8 «Молния». Поставка была реализована в декабре 2007 года.

В сегменте БНК ОК крупный проект реализуется с Вьетнамом по поставке фрегатов. В 2006 году «Рособоронэкспорт» заключил с ВМС Вьетнама контракт стоимостью 350 млн дол на поставку двух фрегатов проекта 11661 «Гепард-3.9». Разработчиком проекта является Зеленодольское ПКБ. Исполнитель контракта — ОАО «Зеленодольский судостроительный завод».

ЗПКБ предложило для ВМС Вьетнама модернизированную версию проекта 11661 «Гепард-3.9». В его основу положен сторожевой корабль «Татарстан», который в 2001 году был принят на вооружение Каспийской флотилии ВМФ РФ.

В начале марта 2011 года на военно-морской базе Камрань состоялось торжественное поднятие государственного флага Вьетнама на первом фрегате проекта «Гепард-3.9». Кораблю присвоено имя первого императора Вьетнама «Динь Тянь Хоанг». Второй фрегат получил название «Ли Тхай То», также в честь императора Вьетнама. В конце августа 2011 года он был официально включен в состав ВМС Вьетнама.

Фрегат имеет улучшенные характеристики по мореходности, маневренности, динамичности, управляемости и дальности плавания. С учетом пожеланий заказчика, высказанных после прибытия во Вьетнам первого фрегата, был проведен ряд доработок по улучшению внутреннего интерьера второго корабля. По оценке специалистов, второй фрегат стал еще более удобен в обслуживании и эксплуатации.

Фрегаты проекта 11661 предназначены для поиска, обнаружения и уничтожения надводных, подводных и воздушных целей, самостоятельно или в составе группы кораблей. Они могут решать конвойные и патрульные задачи. Вооружение составляют две счетверенные ПУ ПКР «Уран-Э», 76-мм артиллерийское орудие АК-176М, две 30-мм артиллерийские установки AK-630M и 533-мм торпедные аппараты. Водоизмещение — 2100 т, скорость — 28 узлов (52 км/ч), автономность морского перехода — 20 суток. На фрегате могут базироваться вертолеты Ка-28 или Ка-31.

Модернизированные «Гепарды» для Вьетнама построены по технологии «стелс».

По имеющимся данным, в декабре 2011 года опцион на поставку Вьетнаму второй пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» был переведен в твердый контракт.

Российская сторона ведет переговоры с Вьетнамом по поставке дополнительных ПБРК «Бастион» в рамках целевого госкредита под закупку нескольких типов вооружений.

По первому контракту Вьетнаму в 2010 и 2011 гг. были переданы два комплекта ПБРК К-300П «Бастион-П». Вьетнам стал первым заказчиком «Бастиона», подписав в 2006 году контракт на поставку двух комплектов ПБРК.

ПБРК «Бастион» способен обеспечить защиту участка побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника.

ПБРК К-300П «Бастион-П» является одним из самых современных в мире (разработчик — ОАО «ВПК «НПО машиностроения»). Он представляет собой мобильный ракетный комплекс, вооруженный унифицированной сверхзвуковой противокорабельной ракетой (ПКР) K-310 «Яхонт». Дальность действия комплекса составляет до 300 км.

С Вьетнамом готовится также соглашение об оказании технического содействия в производстве противокорабельных ракет «Яхонт». Это соглашение оценивается примерно в 300 млн дол.

Делегация ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» в апреле 2011 года провела переговоры с командованием ВМС Вьетнам и руководством генеральной экспортно-импортной компании «Ван Суан» при Минобороны СРВ.

В ходе переговоров стороны обсудили вопросы поставок ЗИП, сервисного обслуживания и модернизации кораблей ВМС Вьетнама, а также рассмотрели перспективы участия ЦС «Звездочка» в реконструкции верфи в г.Камрань.

По итогам переговоров стороны подписали протокол о начале работ по поставкам ЗИП.

В настоящее время Вьетнам при содействии российских разработчиков реализует проекты постройки двух типов кораблей для своих ВМС — 54-метровых патрульных кораблей и 71-метрового десантного судна.

Головной патрульный корабль TT400TP (HQ-272) ВМС Вьетнама приняли на вооружение в январе 2012 года. Вооружение и большая часть оборудования корабля — российского производства. В состав вооружения входят 76-мм артиллерийская установка AK-176, размещенная в носовой части, 30-мм АУ AK-630 на кормовой надстройке, несколько пулеметов и, возможно, ПЗРК.

В стадии приемки флотом находится второй корабль класса TT400TP, планируется постройка третьего, возможно, по измененному проекту, используя полученный опыт и национальные технологии.

Вьетнам также построил при содействии российских специалистов первый десантный корабль. Десантный корабль HQ-571 «Труонг Са» (Truong Sa) был спущен на воду на судостроительной верфи в Хайфоне в октябре 2011 года и принят на вооружение в марте 2012 года.

.