Без рубрики

День гражданской обороны. Войска МЧС всегда готовы прийти на помощь

4 октября в России отмечается День войск гражданской обороны Министерства по делам чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. Именно на войска гражданской обороны возлагается важная задача по защите мирного населения страны, государственных, промышленных и жилых объектов от чрезвычайных ситуаций военного, техногенного и природного характера. В современном мире эта задача имеет очень большую значимость – как по причине существования и совершенствования оружия массового поражения, так и в силу распространения терроризма, ухудшения экологической ситуации, роста числа потенциально опасных и вредных промышленных объектов. Для того, чтобы защищать в чрезвычайных ситуациях мирное население и справляться с последствиями боевых действий, техногенных и природных катастроф, и существуют подразделения гражданской обороны. Их история настолько обширна, а боевой путь славен, что обо всем не напишешь, но все же мы попробуем ниже осветить основные вехи в истории войск гражданской обороны и вспомнить те ключевые для нашей страны события, в которых военнослужащие ГО принимали самое активное участие.

Местная ПВО – прототип войск гражданской обороны

История войск гражданской обороны Российской Федерации уходит своим прошлым в советскую эпоху. Именно 4 октября 1932 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне на территории СССР». Так появилась Местная противовоздушная оборона СССР (МПВО СССР), ставшая основой созданных впоследствии войск гражданской обороны. Согласно «Положению о противовоздушной обороне на территории СССР», к обязанностям сил МПВО СССР относились: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Конечно, первые попытки создания системы гражданской обороны предпринимались и ранее – за защиту населения в случае боевых действий отвечала противовоздушная оборона страны. В феврале 1918 г. в Петрограде были развернуты не только зенитные батареи и прожекторные отряды, но и специальные пункты, в которых население могло, в случае опасности, получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями необходимых действий в случае отравления ядовитыми газами. Тогда же желающих стали обучать на курсах первой помощи. Однако централизованная система гражданской обороны в Советской России, а затем и в Советском Союзе, отсутствовала до 1932 г.

В 1920-е гг. постепенно развивалась общегосударственная система противовоздушной обороны, в рамках которой создавались местные части противовоздушной обороны, участковые и объектовые команды, группы самозащиты, которые формировались по территориальному и производственному принципам. В 1929 г. были созданы районные штабы ПВО, а в военных округах – управления противовоздушной обороны. После того, как было утверждено «Положение о противовоздушной обороне на территории СССР», на местах началась работа по формированию подразделений, отвечающих не только за противовоздушную оборону городов и промышленных объектов, но и за другие направления защиты населения во время возможных боевых действий. Потребность в формировании этих подразделений была обусловлена развитием авиации, в том числе бомбардировочной, а также риском применения в случае войны химических отравляющих веществ. В 1935 г. были введены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и химической обороне), а в конце января 1937 г. установлены нормы на коллективный знак «Готов к ПВХО» для жилых домов и первичных организаций Осоавиахима. Что касается развития организационной структуры Местной противовоздушной обороны СССР, то оно осуществлялось по двум направлениям – военному и гражданскому. В основных административных и промышленных центрах Советского Союза были созданы территориальные подразделения противовоздушной обороны — кадровые отдельные батальоны и полки местной противовоздушной обороны. Также организовывались участковые команды, охватывавшие население в пределах участков милиции, объектовые команды, действовавшие на предприятиях, и группы самозащиты, охватывавшие домохозяйства.

МПВО в годы Великой Отечественной

Спустя почти десять лет после создания системы местной противовоздушной обороны, ей пришлось проверять себя в действии. Началась Великая Отечественная война. Против врага нашей страны в едином порыве сплотились люди всех полов, возрастов и национальностей, разного социального положения и рода занятий. Поскольку основная масса взрослых мужчин и молодых совершеннолетних парней была мобилизована на фронт, силы местной противовоздушной обороны в советских городах составляли, в основном, женщины, подростки и люди старшего возраста. Отметим, что к началу 1941 г. в СССР подготовку по противовоздушной обороне и противохимической защите прошло более 8 млн. человек. Промышленные предприятия располагали 25 тысячами подразделений местной противовоздушной обороны, а количество построенных убежищ и укрытий позволяло размещать более 20 млн. человек. Только в 1940 г. на предприятиях и по месту жительства было проведено 131 тыс. тренировок по противовоздушной обороне и противохимической защите. Подготовка населения по данным направлениям приобретала всеобщий характер. К осени 1940 г. система местной противовоздушной обороны была еще более упорядочена. Силы МПВО СССР были подчинены Народному комиссариату внутренних дел СССР (НКВД СССР). При краевых и областных управлениях НКВД СССР образовывались отделы и отделения местной противовоздушной обороны, а в городских и районных отделах милиции были введены должности старших инспекторов по местной противовоздушной обороне. Должности начальников местной противовоздушной обороны в большинстве случаев возлагались на председателей исполкомов органов советской власти. В мае 1941 г. было упорядочено на нормативном уровне взаимодействие Местной противовоздушной обороны НКВД СССР и Противовоздушной обороны Народного комиссариата обороны (НКО) СССР. В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны СССР, принятым в сентябре 1941 г., уже после начала войны, все граждане СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет были обязаны пройти обязательную начальную подготовку по противовоздушной обороне и противохимической защите. Таким образом, создавался мощнейший кадровый резерв территориальных и производственных органов МПВО.

Перед подразделениями МПВО были поставлены задачи по организации укрытия населения в бомбоубежищах, тушению пожаров, эвакуации нетрудоспособного населения и оказанию помощи пострадавшим при бомбежках, обучению населения применению противогазов и обеспечению выдачи средств индивидуальной защиты, захоронению тел погибших при бомбежках, проведению ремонтно-восстановительных работ и разбору завалов. На освобожденных территориях на местную противовоздушную оборону возлагались также задачи по разминированию полей и сооружений. Продолжалась и подготовка населения к противовоздушной обороне, которая включала в себя практические занятия по строительству укрытий, тушению зажигательных авиационных бомб и возникающих от них пожаров, оказанию первой медицинской помощи при ранениях, ожогах и отравлениях, использованию индивидуальных и коллективных средств химической защиты. Известно, что по программам МПВО во время ВОВ прошли подготовку свыше 100 млн. граждан Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на незавершенность формирования системы МПВО в предвоенный период, подразделения местной противовоздушной обороны показали себя на высоте, особенно если учитывать, что их личный состав в большинстве своем состоял из женщин, подростков и пенсионеров. После победы над гитлеровскими оккупантами перед подразделениями МПВО СССР встала новая ответственная задача – восстановление разрушенных предприятий, учреждений, жилых домов, транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большую роль МПВО сыграла в разминировании городов и населенных пунктов, объектов инфраструктуры на территории, находившейся под властью оккупантов. С этой целью в составе МПВО были созданы специальные пиротехнические отряды. Бойцы МПВО участвовали в восстановлении разрушенных во время бомбежек и артиллерийских обстрелов объектов народного хозяйства и культуры – школ, детских садов, больниц, музеев и театров, жилых домов, а также канализации и электроснабжения. При этом силы местной противовоздушной обороны не освобождались и от выполнения своих повседневных задач по борьбе с последствиями стихийных бедствий и катастроф. Так, важнейшую роль силы МПВО сыграли в ликвидации последствий крупнейшего землетрясения в Туркменской ССР, произошедшего в ночь с 5 на 6 октября 1948 г. Силы МПВО проводили аварийно-спасательные и ремонтно-восстановительные работы на месте трагедии, внесли большой вклад в спасение человеческих жизней и восстановление разрушенного во время землетрясения народного хозяйства Советской Туркмении.

Новая опасность – ядерное оружие

Поскольку в первый послевоенный период сократилась необходимость в существовании столь многочисленных формирований местной противовоздушной обороны, их численность во второй половине 1940-х гг. значительно сократилась. Но подготовка населения по программам противовоздушной и противохимической обороны продолжалась – также по территориальному и производственному принципу. Боевую подготовку проходили, преимущественно, начальники групп и командиры звеньев. Все руководящие работники сельскохозяйственных и промышленных предприятий были обязаны пройти курс обучения по программам местной противовоздушной обороны. По итогам обучения проводились учения по местной противовоздушной обороне и сдавались зачеты. 31 октября 1949 г. Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о МПВО СССР», в котором определялись цели и задачи местной противовоздушной обороны, ее организационная структура, важнейшие мероприятия, роль и место войск МПВО, формирований МПВО, групп самозащиты, система подготовки кадров, взаимодействие с другими министерствами и ведомствами. Сохранялось подчинение МПВО СССР Министерству внутренних дел Советского Союза. В мае 1951 г. Главное управление местной противовоздушной обороны МВД СССР было преобразовано в Главное управление службы местной противовоздушной обороны МВД СССР. На территориальном уровне штабы МПВО городов и органы МПВО МВД были преобразованы в службы МПВО МВД. В апреле 1956 г. была проведена новая реорганизация, в соответствии с которой обязанности начальников местной противовоздушной обороны на местах возлагались на председателей исполкомов органов советской власти, руководителей колхозов и совхозов.

Новая страница в истории гражданской обороны открылась с появлением и развитием ракетно-ядерного оружия. Поскольку рядовые граждане, да и органы власти на местах не были готовы к возможным действиям в случае применения противником ракетно-ядерного оружия, актуализировалась необходимость создания системы защиты населения от оружия массового поражения. Руководство СССР пришло к выводу, что существующая система местной противовоздушной обороны перестала отвечать изменившимся условиям, поскольку отсутствие специальных средств, необходимой подготовки, малочисленность и местный характер проводимых мероприятий не позволяли в должной степени осуществить подготовку населения к действиям в случае ракетно-ядерного удара. Потребовалось совершенствование методов, сил и средств обеспечения защиты населения и народного хозяйства в условиях вероятной ракетно-ядерной войны. Поэтому в 1961 г. было принято решение о создании на базе Местной противовоздушной обороны новой системы защиты населения – Гражданской обороны СССР. В отличие от МПВО, Гражданская оборона СССР ориентировалась, в первую очередь, на защиту населения от новой угрозы – оружия массового поражения. Также в перечень задач гражданской обороны включалось обеспечение условий функционирования промышленности СССР в военный период, обеспечение выживших в случае ракетно-ядерного удара советских граждан продовольствием, вещевым довольствием, медикаментами. Кроме того, были существенно расширены задачи по участию в ликвидации последствий нападения на Советский Союз, которые предполагали теперь одновременное оказание помощи сотням тысяч граждан. Наконец, мероприятия в сфере гражданской обороны были определены как общегосударственные и общенародные, соответственно и система организации гражданской обороны выходила, по сравнению с системой местной противовоздушной обороны, на принципиально новый организационный уровень.

Организация системы гражданской обороны Советского Союза заняла приоритетные позиции в списке первоочередных задач страны в военной сфере. Принятое Положение «О гражданской обороне СССР» определяло гражданскую оборону как систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия. Подчеркивалось, что гражданская оборона выполняет задачи по проведению спасательных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Что касается структуры гражданской обороны, то она также строилась по территориальному и производственному принципам, воспроизводя организационную модель своей предшественницы – системы местной противовоздушной обороны страны. Согласно концепции неприемлемого ущерба, поражение в ядерной войне могло наступить в случае уничтожения 25-30% населения страны противника и 50-70% промышленной инфраструктуры в ключевых экономических центрах страны. Поэтому перед силами гражданской обороны ставилась задача по противостоянию подобным планам противника и поддержке системы активной противовоздушной обороны.

Войска гражданской обороны СССР

В начале 1970-х гг. продолжалось дальнейшее развитие и совершенствование системы гражданской обороны, которая в условиях наращивания ядерного потенциала основных оппонирующих держав превращалась в важнейший стратегический инструмент сдерживания и равновесия. Изменения в мировой военно-политической обстановке потребовали и проведения соответствующих корректировок в организационной и функциональной структуре гражданской обороны СССР. В первую очередь, гражданская оборона была переподчинена Министерству обороны СССР. В составе войск гражданской обороны появились формирования повышенной готовности, полки гражданской обороны. Перед ними ставились задачи проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, летом 1972 г. Московскую область охватили торфяные и лесные пожары, что потребовало переориентации гражданской обороны на выполнение задач не только во время войны, но и в мирное время. В 1974 г. Советом Министров СССР было принято постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО», однако невоенизированные формирования гражданской обороны в большинстве своем не обладали реальными возможностями для эффективного предотвращения и борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций. Поэтому реальные задачи в рамках аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ могли осуществлять только войска гражданской обороны. Для подготовки кадрового офицерского состава войск гражданской обороны еще в 1967 г. было создано Московское военное училище гражданской обороны, размещенное в г. Балашиха. Инициатором его создания был Маршал Советского Союза В.И. Чуйков, занимавший с 1961 по 1972 гг. должность начальника войск гражданской обороны СССР. Училище было создано на базе 147-го отдельного механизированного полка гражданской обороны и имело трехгодичный срок обучения. Предусматривалось, что в училище подготовка офицеров будет осуществляться по семи циклам: социально-экономические дисциплины, тактическая и тактико-специальная подготовка, военно-инженерная подготовка, инженерные машины и оборудование, связь, противорадиационная и противохимическая защита, общеобразовательные дисциплины. Также в училище был сформирован батальон по ускоренной подготовке младших лейтенантов со сроком обучения в 10 месяцев. Первым начальником училища был назначен генерал-майор Николаев Олег Петрович, начальником политического отдела училища — полковник Г.Г. Громков, начальником учебного отдела — полковник К.М. Янгалов, заместителем начальника училища — полковник В.И. Белых, продолжавший также исполнять обязанности командира 147-го механизированного полка гражданской обороны, на базе которого было создано училище. 5 сентября 1969 г. состоялся первый выпуск училища.

Однако в 1974 г., в связи с отсутствием подготовленного командного состава дорожных войск, Министерством обороны СССР Московское военное училище гражданской обороны было преобразовано в Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск. Срок обучения был продлен до четырех лет, а из Каменец-Подольского высшего командного училища инженерных войск сюда был переведен факультет инженеров путей сообщений (дорожников). В этом качестве училище просуществовало до 1994 г., в 1994-1996 гг. называлось Московское высшее военное дорожное инженерное училище, а в 1996 г. было переименовано в Военно-технический университет. Именно в Московском высшем командном училище дорожных и инженерных войск продолжали готовить кадры для войск гражданской обороны СССР и после переименования училища в 1974 г. Многие выпускники этого учебного заведения прошли через «горячие точки» — Афганистан, Чечню, другие конфликты на постсоветском пространстве, участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других техногенных и природных катастроф на территории Российской Федерации и иных государств.

Серьезнейшим испытанием для войск гражданской обороны СССР стала авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Пожарная охрана, войска РХБЗ, войска Гражданской обороны, военно-строительные отряды несли на себе основную тяжесть ликвидации последствий этой страшной катастрофы. Наиболее сложные задачи были возложены на оперативную группировку войск Министерства обороны СССР, насчитывавшую 40 тысяч военнослужащих и включавшую в свой состав химические, инженерные войска и части гражданской обороны СССР. В составе группировки войск в Чернобыле, сосредоточенной для ликвидации последствий аварии, 40-44% приходилось на химические войска, 28-32% — на силы гражданской обороны, 8% — на инженерные войска, 10% — на воинские части и подразделения тыла, 7-9% — на части технического обеспечения, 4-6% — на войска связи, Военно-воздушные силы и т.д. Непосредственно в ликвидации последствий аварии участвовали переброшенные в Чернобыль и окрестности девять отдельных механизированных полков гражданской обороны и один отдельный батальон специальной защиты гражданской обороны. В общей сложности это – более 5,5 тысяч солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, 1500 единиц специальной техники. Кроме того, в ликвидации последствий аварии участвовали невоенизированные формирования Гражданской обороны СССР общей численностью в 6 тысяч человек и 500 единиц специальной техники. Подразделения Гражданской обороны и химических войск осуществляли радиационную разведку и радиационный контроль в зоне аварии. В тридцатикилометровой зоне вокруг АЭС радиационную разведку осуществляли войска гражданской обороны и химические войска, за пределами тридцатикилометровой зоны – невоенизированные формирования Гражданской обороны СССР. Именно в Чернобыле был впервые опробован опыт действия частей «двойного подчинения» — подразделений химических и инженерных войск, переданных в оперативное подчинение начальнику Гражданской обороны СССР. Одними из первых в Чернобыль из станицы Динской Краснодарского края был переброшен 955-й отдельный механизированный полк гражданской обороны. «Трудились в условиях двадцати пятиградусной жары, к концу дня от усталости валились с ног. Некоторые, боясь радиации, искали причины, чтобы покинуть Чернобыль раньше времени. Создавалась специальная комиссия, проводилась проверка. Выясняли истинность мотивов. Но большинство выполняли свой долг, как и подобает офицерам», — вспоминает участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС командир механизированного батальона 955-го механизированного полка гражданской обороны Александр Наумов (Цит. по: http://23.mchs.gov.ru/folder/603498). 955-й механизированный полк гражданской обороны участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с мая 1986 по октябрь 1988 гг. В течение этого время личный состав, несший службу в Чернобыле, неоднократно менялся. Полк стал единственным формированием войск гражданской обороны СССР, удостоенным по итогам работы в зоне аварии вымпела министра обороны Советского Союза «За мужество и доблесть». До Чернобыльской аварии эту высокую награду получали только боевые части. К сожалению, у многих военнослужащих полка после возвращения домой начались серьезные проблемы со здоровьем – как и у других ликвидаторов Чернобыльской аварии, подвергшихся воздействию радиации.

Реформирование системы ГО

Войска и силы Гражданской обороны СССР героически проявили себя во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако, вместе с тем, катастрофа в Чернобыле выявила и многие слабые места в организации системы гражданской обороны в Советском Союзе. Дело в том, что на протяжении нескольких послевоенных десятилетий Гражданская оборона СССР рассматривалась, в первую очередь, как структура, призванная организовывать защиту страны в случае войны – от оружия массового поражения. Действия формирований и войск Гражданской обороны СССР в мирное время практически не прорабатывались, что и сказалось впоследствии в Чернобыле. Ликвидация чрезвычайных ситуаций в списке задач ГО СССР находилась на второстепенных позициях, а между тем в условиях снижения рисков ядерной войны, она становилась наиболее значимой для организации эффективной системы гражданской обороны.

Проблемы в организации гражданской обороны наметились задолго до Чернобыльской аварии, однако руководство СССР предпочло найти одного «виновника», которого можно было обвинить во всех недочетах и ошибках. Им стал начальник Гражданской обороны СССР Герой Советского Союза генерал армии Александр Терентьевич Алтунин (1921-1989) – участник Великой Отечественной войны, получивший золотую звезду еще в бытность капитаном, командиром стрелкового батальона – за героическую сорокадневную оборону плацдарма от гитлеровцев на территории Польши. Генерала Алтунина сняли с должности и отправили военным советником в Группу генеральных инспекторов МО СССР. На посту начальника Гражданской обороны СССР его сменил прежде занимавший должность Главного инспектора Министерства обороны СССР генерал армии Владимир Леонидович Говоров (1924-2006). Именно под руководством генерала армии Говорова началось постепенное превращение войск гражданской обороны в современную структуру, ставшую впоследствии основой формирования МЧС России. По итогам анализа событий в Чернобыле 30 июля 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Модернизация структуры и функций гражданской обороны назревала давно, и не только в контексте Чернобыльской аварии. Развитие химической промышленности, атомной энергетики, новых технологий повышало риски техногенных катастроф и обусловливало необходимость совершенствования системы защиты населения во время чрезвычайных ситуаций. Каждому штабу ГО предписывалось иметь два оперативных плана гражданской обороны – на случай войны и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время. Штабы гражданской обороны в республиках, областях, краях, на территории которых размещались объекты опасного атомного, химического производства, должны были иметь усиленную структуру, позволявшую оперативно и эффективно реагировать на возможные техногенные риски. Произошли изменения и в сфере строительства защитных сооружений, обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. На предприятиях атомной и химической промышленности средства индивидуальной защиты предполагалось размещать непосредственно на рабочих местах персонала, а в жилых районах, прилегающих к опасным объектам – в квартирах населения. Таким образом, постепенно осуществлялась переориентация системы гражданской обороны на деятельность преимущественно в условиях мирного времени, направленную на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и спасение населения в условиях техногенных и природных катастроф. Свою роль в дальнейшем совершенствовании системы гражданской обороны сыграло и землетрясение в г. Спитаке в Армянской ССР в 1988 г. Именно после этого землетрясения началось ускоренное создание подразделений спасателей. Так, 17 июля 1990 г. было принято решение об образовании Российского корпуса спасателей (РКС), а 27 декабря 1990 г. Российский корпус спасателей был создан. 17 апреля 1991 г. руководителем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Шойгу, до этого занимавший должность заместителя председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству. Именно ему было суждено возглавить дальнейшее строительство системы гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возглавляя профильные ведомства на протяжении более чем двадцати лет. 18 ноября 1991 г. на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий при Президенте РСФСР. Было положено начало созданию современной российской системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных военными, техногенными и природными причинами. После распада Советского Союза укрепление системы гражданской обороны продолжалось уже в рамках российского государства. 8 мая 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ «О гражданской обороне», в соответствии с которым общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации возлагалось на Председателя Правительства Российской Федерации, становившегося начальником Гражданской обороны страны. Первым заместителем премьер-министра – начальника Гражданской обороны РФ становился председатель Государственного комитета по делам чрезвычайных ситуаций (ГКЧС). По этой же схеме была организована система гражданской обороны и на региональном уровне, на предприятиях и в учреждениях.

МЧС России: от войск ГО к спасательным войскам

10 января 1994 г. Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Первым министром по делам чрезвычайных ситуаций был назначен генерал-майор Сергей Шойгу (генеральское звание Сергею Шойгу было присвоено в 1993 г.). За два десятилетия Сергею Шойгу удалось создать высокопрофессиональное и эффективно действующее ведомство – уникальное в своем роде. Постепенно МЧС РФ существенно расширило свои функции, поскольку с 1 января 2002 г. в состав Министерства по делам чрезвычайных ситуаций была включена Государственная противопожарная служба, прежде входившая в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации. Присоединение «пожарных» к «спасателям» позволило увеличить численность МЧС, прежде достигавшую лишь 70 тысяч сотрудников и военнослужащих, еще на 278 тысяч человек – именно столько людей служило к 2002 г. в подразделениях Государственной противопожарной службы. В подчинении МЧС РФ с момента его создания оказались и войска гражданской обороны, на которые теперь возлагались, в первую очередь, задачи по проведению аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ в военное и мирное время. На войска гражданской обороны МЧС были возложены следующие важные задачи: осуществление общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение процесса ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления; организация санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ; организация мероприятий по эвакуации населения и его первоочередному жизнеобеспечению; организация и участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. началось реформирование войск гражданской обороны, продолжавшееся параллельно с их развитием и совершенствованием и занявшее почти целое десятилетие. В 1999-2003 гг. осуществлялось преобразование отдельных бригад гражданской обороны, бывших прежде основной структурной единицей войск гражданской обороны, в спасательные центры МЧС Российской Федерации. Исходя из названия, аварийно-спасательные и эвакуационные работы становились основным профилем деятельности войск МЧС. В январе 2009 г. Президент РФ дал поручение реорганизовать войска гражданской обороны страны в спасательные воинские формирования постоянной готовности. В июле 2010 г. предложенный на рассмотрение парламентариев закон о реорганизации войск гражданской обороны в спасательные войска МЧС постоянной готовности был одобрен в Совете Федерации РФ. В соответствии с законом было предусмотрено создание девяти воинских спасательных формирований постоянной готовности, семь из которых должны были быть созданы при региональных центрах МЧС, а два размещены в Москве. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. №1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», войска гражданской обороны МЧС Российской Федерации были реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС РФ. В соответствии с законом, общее руководство спасательными воинскими формированиями МЧС РФ осуществляет Президент Российской Федерации как Верховный главнокомандующий, а непосредственное управление спасательными воинскими формированиями находится в руках Министра по чрезвычайным ситуациям. Указ о создании спасательных воинских формирований МЧС (СВФ МЧС) предусмотрел и основные цели подразделений СВФ МЧС в мирное и военное время, в условиях чрезвычайных ситуаций. Подчеркивается, что спасательные воинские формирования МЧС РФ «предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, являются составной частью сил гражданской обороны» (http://www.mchs.gov.ru/).

За два десятилетия существования МЧС РФ военнослужащим войск МЧС пришлось не только участвовать в ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, но и побывать в «горячих точках» — как на территории России, так и в других постсоветских республиках и даже странах «дальнего зарубежья» — Афганистане, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, Югославии, Чечне, Южной и Северной Осетии. Только на территории России за несколько лет спасательные воинские формирования МЧС РФ принимали участие в более чем 150 000 спасательных операций. В течение 10 лет войска гражданской обороны более 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий различных аварий и катастроф техногенного, природного и военного характера, спасли более 70 тысяч российских и иностранных граждан. К сожалению, не обходится и без потерь, которые у «солдат мира» также бывают боевыми. Войска МЧС давно заслужили уважение и симпатию российских граждан – как настоящие защитники народа и государства. В профессиональный праздник остается пожелать личному составу спасательных воинских формирований МЧС Российской Федерации и дальше с честью, и без потерь, нести свою нелегкую службу, за которую воинам МЧС гарантирован почет и уважение граждан России.

.